Иногда для того чтобы стать самим собой, необходимо начать жизнь заново... Об этом многие фильмы кинорежиссера Бориса Хлебникова, реалистичные и глубокие. Жизнь самого режиссера как будто тоже подчинена этой сюжетной линии...
После окончания московской школы в 1982 году он два года отучился в вузе на биолога, а потом вдруг поступил на киноведческий факультет ВГИКа. Снял вместе с Александром Попогребским интересные короткометражки «Мимоход» и «Хитрая лягушка». В полнометражном кино дебютировал с картиной «Коктебель», созданной тоже совместно с Алексеем Попогребским. Сценарий был признан победителем конкурса Европейской киноакадемии, проводимого в рамках Берлинского кинофестиваля. Сам фильм удостоился специального приза жюри Московского Международного кинофестиваля, приз ФИПРЕССИ за дебют и награду российских критиков, номинировался на премию «Ника» в категории «Лучший фильм».
Следующей успешной работой Хлебникова стала комедийная мелодрама «Свободное плавание», получившая приз за режиссуру на фестивале «Кинотавр» и номинации на престижные кинопремии.
После был документальный фильм «Уехал», снятый совместно с Валерией Гай Германикой, опыт которого помог Хлебникову три года спустя при создании картины «Сумасшедшая помощь». Фильм удостоился нескольких наград, в том числе номинации на главный приз фестиваля «Кинотавр». В то же время режиссер представил зрителям короткометражную ленту «Позор» для киноальманаха «Короткое замыкание» и участвовал в работе над телепроектом «Черчилль».
Он снимает короткометражное кино и одновременно полнометражное, и в том, и в другом жанре это истории о том, чем занимается человек в жизни. «Я бы не сказал, что снимаю на социальные темы, - отмечает Борис Хлебников, - скорее, про человека, про то, чем он занимается. Ты можешь ничего не понимать из того, что рассказывает химик или авиаконструктор, но когда человек увлеченно говорит о своей профессии, можно почти все понять про него».
Хлебников, кроме того что он хороший режиссер, - креативный продюсер телеканала ТНТ и преподаватель курсов документального кино и театра и основ продюсирования телевизионных фильмов в Высшей школе журналистики ГУ-ВШЭ и один из инициаторов проекта «Кинотеатр.doc», входит в отборочную комиссию одноименного фестиваля.
В 2007 фильм Хлебникова «Долгая счастливая жизнь» был номинирован на Золотого медведя в Берлине и удостоен «Ники» в трех номинациях: лучшее игровое кино, лучшая режиссура и лучшая сценарная работа. Такой истории любви и такой пронзительной грусти в отечественном кинематографе, пожалуй, и не было.
В 2012 году свет увидела комедия «Пока ночь не разлучит», и короткометражка для киноальманаха «Некуда спешить». Затем Хлебников снял очень интересный фильм «Пока ночь не разлучит нас», такой бизнес-эксперимент по созданию совершенно новой экономической модели авторского кино, которое окупается. В фильм было вложено всего 100 тысяч долларов - очень небольшая сумма по нынешним меркам. Актеры, приглашенные Хлебниковым, согласились играть за процент от проката! «Мне очень понравилась эта идея, потому что это какая-то дикая наглость и афера, и когда эта афера стала жить у меня в голове, - рассказывал Борис Хлебников, - мне одновременно стало очень страшно и очень интересно попробовать ее провернуть. Я сделал уже четыре фильма, и вот уже меня назначили председателем «КиноСоюза», то есть жира уже много наросло и в животе, и в мозгах. А тут мне предлагают такую идиотскую затею. Я понял: это то, что надо».
Действие фильма происходит в одном из московских ресторанов. Это солидное, роскошное заведение, которое по карману немногим. Своеобразная миниатюра современной России. Помимо богатых посетителей ресторана, на экране те, кто работает в нем, - совсем иная сторона жизни, легкий, веселый сюжет приобретает глубокий смысл, который под силу вложить в него только Хлебникову.
На съемках фильма «Аритмия»
В прошлом году на экраны вышел фильм «Аритмия», принесший Борису Хлебникову заслуженную славу. Картина удостоилась Гран-При кинофестиваля «Кинотавр», была награждена призом за лучшую мужскую роль и призом зрительских симпатий. Режиссер и сценарист вместе с соавтором Натальей Мещаниновой собирались написать романтическую комедию про молодую пару на грани развода, вынужденную жить в одной квартире до окончания срока аренды. Но когда сценаристы решили, что главные герои будут медиками, фильм получил совершенно иной контекст. В основе фильма - реальные истории врачей. Режиссер Борис Хлебников и сценарист Наталия Мещанинова встречались с сотрудниками скорой помощи, работающими в разных городах России. Снимали фильм в Ярославле. «У нас было четыре очень разных консультанта до съемок, в том числе и два начальника подстанции из Москвы и Ульяновска, - рассказывает о съемках Борис Хлебников. - Сценарист фильма Наташа Мещанинова много материала просмотрела, нашла отличный документальный сериал «Скорая помощь», снятый в Екатеринбурге. Там камера слежения была установлена в кабине машины, вместе с врачами ходили и снимали вызовы операторы. Был у нас консультант на съемках, врач скорой помощи из Ярославля Дмитрий Моисеев, который ставил актерам моторику, разводил мизансцены, объяснял, как и что нужно в тот или иной момент делать, добивался многократных повторений, чтобы у актеров руки работали более или менее правильно... »
Уже в этом году фильм «Аритмия» на фестивале Золотой орел» был удостоен трех премий: за лучший игровой фильм, лучший сценарий и лучшую режиссерскую работу.
В этом году в тандеме с пятью режиссерами Хлебников снял новеллу для фильма «День до». По сюжету, населению России объявляют, что столкновение Кометы с Землей, которое положит конец человечеству, произойдет завтра. Как непохожие герои в разных уголках России проведут свой последний день..? Очередное кино про нас Бориса Хлебникова.