Весной этого года компания Puma впервые в своей истории выпустила капсульную серию кроссовок в коллаборации со студией «Союзмультфильм». В коллекцию вошли две модели кроссовок Puma Suede с героями наших мультфильмов «Винни-Пух», «Ну, погоди!» . Дело в том, что мультфильмы всего лишь на год младше модели кроссовок Puma - Suede, они появились на экранах в Советском Союзе в 1969 году. Но компания Puma могла обратиться и к другим анимационным персонажам, других стран. То что коллаборация была создана с «Союзмультфильмом», говорит о многом. Коллекция имела огромный успех и была вся распродана за считанные дни!
Имя Бориса Машковцева у нас связывают прежде всего с «Фиксиками». Он руководитель студии «Аэроплан» и один из соавторов концепции популярного мультфильма. И уже год Борис Машковцев возглавляет студию «Союзмультфильм». Машковцеву досталась нелегкая задача - в каком-то смысле вернуть «Союзмультфильму» былую славу. Не секрет, что последние несколько лет для известной студии были не самыми лучшими. Юридические проблемы с золотой коллекцией и финансовые убытки сработали не на положительный имидж студии. И сегодня ее новый директор работает над формированием нового портфеля проектов - с авторским, короткометражным, сериальным и полнометражным анимационным кино, - и развивает сотрудничество с российскими и зарубежными студиями. За плечами Машковцева более десяти лет работы в анимационной сфере. Он преподает в мастерской продюсирования мультимедиа на кафедре продюсерского мастерства во ВГИКе, и сам является выпускником ВГИКа.
Студия, в силу ряда объективных причин, - неповоротливая система, не успевающая за развитием рыночных условий, постоянно отстающая в своих решениях, действиях от скоростей, на которых работают коммерческие студии. «Союзмультфильм» привык жить за счет «золотой коллекции», перестав практически производить то, что становилось бы новой частью этой коллекции. Его помнят по старым фильмам.
«Когда мы год назад новой командой пришли на студию, техническая база на ней практически отсутствовала, а продюсерская группа была разрознена. «Союзмультфильм» мог производить только короткометражное кино, что он и делал все эти годы. Нашей же задачей стало превратить студию в нормального игрока на рынке современной анимации», - подчеркивает Борис Машковцев.
В первый год работы на студии он сосредоточился сначала на двухмерном производстве. Однако в первый же месяц работы на руках сотрудников студии оказался трехмерный сериал - «Наследнички». И продюсер этого сериала Елена Маленкина собрала группу трехмерного производства. В наследство же новой команде «Союзмультфильм» достался полнометражный «Суворов» - тоже трехмерный проект с использованием реалистического Mocapа, для которого уже оборудован Mocap-павильон. Это совместное производство со студией Горького и компанией «КиноАтис» - одни бы не справились.
У «Союзмультфильма» всегда было много разноплановых цехов, производивших фильмы в разных технологиях, и это нужно сохранить. Начат процесс создания технической базы под компьютерное производство с большим количеством рабочих станций, для того, чтобы можно было, например, запустить одновременно в работу три сериала, с перспективой на будущие трехмерные проекты. А производство полнометражного фильма вообще – это признак устойчивого положения студии.
Сегодня студия может похвастать разработкой линейки рисованной анимации для сериального производства - такого больше нет ни у кого. Киностудия «Союзмультфильм» выпустит новые серии мультфильмов «Попугай Кеша» и «Котенок по имени Гав». В планах - тридцатисерийное продолжение мультфильма о «Простоквашино», оно делается в рисованной технике Toon Boom - на компьютере. И проектов в компьютерной перекладке у «Союзмультфильма» будет несколько. Часть короткометражек «Союзмультфильм» планирует выпускать в виде альманахов в кинотеатрах. Другая их часть должна представлять студию на фестивалях, что работает на имидж. «Союзмультфильм» одна из немногих студий, которая может себе позволить производить короткометражное кино. Дети привыкли смотреть сериалы. Но мы хотим приучить их снова смотреть короткометражки. Более того, у «Союзмультфильма» всегда были самостоятельные альманахи, типа «Веселой карусели», сейчас появился еще один - «Велосипед».
Сейчас студия занимается не только коротким метром, здесь готовят коммерческие форматы с использованием кукол. «Есть у нас и аналоговая перекладка с живой съемкой, - рассказывает Борис Машковцев, - например, проект в пластилиновой технике совместно с Сергеем Мериновым, креативным продюсером «Циферок».
А сегодняшнее сотрудничество «Союзмультфильма» с инновационным центром «Сколково» позволяет использовать в одном из проектов студии роботизированные технологии для съемок кукольного кино.
Еще одним из основных направлений работы студии является создание на ее базе технопарка. Создать анимационный технопарк на базе «Союзмультфильма» в июле прошлого года распорядился Президент Владимир Путин. После встречи с представителями отечественных анимационных студий глава государства поручил правительству предложить меры по поддержке продвижения российских мультфильмов на зарубежные рынки. Создание технопарка позволит «масштабировать» отрасль и количество проектов, которые могут производиться в России. По словам Бориса Машковцева, «анимацию в России создает сравнительно небольшое количество человек - от 2 до 3 тыс., поэтому мы не можем производить много контента. На внутреннем рынке он занимает 20-процентную нишу». «Помимо этого, киностудия может заняться разработкой отечественного программного обеспечения для производства анимационных лен», - отметил директор «Союзмультфильма».
Технопарк поможет стабилизироваться студиям-резидентам с небольшими производственными мощностями. «Он может стать котлом для новых проектов и дать запас прочности, чтобы они могли двигаться дальше, - подчеркивает глава «Союзмультфильма». - Многие из них не запускаются с интересными проектами потому, что им просто не хватает мышечной массы на старте. Ничего похожего ни в Москве, ни в стране еще не было. Если обкатка пройдет нормально, мы сможем рассматривать проект как пилотный. И дальше подобные технопарки смогут открываться в Москве и других городах. Анимация как индустрия – достаточно благодатная почва для подобных проектов, проблема только в экономическом содержании. Субсидии, конечно, очень хорошее подспорье, но они всегда поддерживают конкретные проекты, а нам нужно создать условия для развития индустрии в целом. Технопарк культивирует именно индустрию».
«Союзмультфильм» - одна из немногих анимационных студий, у которых сохранился пленочный архив - много метров пленки, и в планах сотрудников студии - оцифровка этого архива, - тоже очень не простая задача. В целом на полную проектную мощность студия должна выйти не позднее чем через пять лет...
А вот что интересно уже сегодня. Для зрителя современность в мультфильме связана с тем, что кино становится актуальным тематически. Например, 30 лет назад дядя Федор из мультфильма «Простоквашино» жил в обществе, где были одни проблемы, а сейчас проблемы совсем другие, как другое и поколение детей.