Поздравляю художника-иллюстратора из России Игоря Олейникова с получением престижной мировой премии в области литературы – премии имени Ганса Христиана Андерсена!
Премия имени Андерсена считается самой престижной наградой в мире детской литературы. В ней есть две номинации – авторы и иллюстраторы.
В 2018 году в шорт-листе премии оказалось 5 авторов и 6 иллюстраторов. Единственным представителем России на премии стал Игорь Олейников, которому и досталось звание лучшего иллюстратора детских книг в мире.
Игорь Олейников - сказочный художник
Художник Олейников не любит каноны в иллюстрировании, и наверное именно это выделяет его из других художников. Он везде узнаваем и одновременно везде уникален. Своими рисунками он показывает и доказывает, что в тексте могут быть другие уровни, что положительный персонаж не так положителен, а отрицательный не так и отрицателен. В своей работе над книгой он выражает свое отношение к героям произведения, а не общепринятое.
Не понятно, можно ли измерить аватарками в интернете из рисунков художника популярность этого художника? И если можно, то Игорь Олейников самый популярный тогда.
В детскую книгу Игорь Олейников пришел из анимации. И потом параллельно работал и в книге, и в анимации. Глядя на его фантастические, изящные рисунки и глубокую, тонкую графику, трудно поверить, что художник не учился специальности. Он окончил институт химического машиностроения и работал в «Гипрокаучуке» - проектном институте. В 1979-м году пришел работать на киностудию «Союзмультфильм» в качестве ассистента художника-постановщика, потом сам стал художником-постановщиком.
В анимации Игорь Олейников известен по мультипликационному фильму «Тайна третьей планеты» - помните, знаменитое: «Птица Говорун отличается умом и сообразительностью»? Художник также работал над мультфильмами «Последняя охота», «Сказка о царе Салтане», принимал участие в работе над лентой «Халиф-аист». Как художник-постановщик создал фильмы «Мы с Шерлоком Холмсом», «Сказка о глупом муже», «Поползновение», «Сапожник и русалка», «В поисках Олуэн»...
В 1990-м году Олейников ушел из «Союзмультфильма» и 10 лет работал в российском филиале студии ВВС «Кристмас Филмз», где был поставлен рисованный мультфильм-фантазия по мотивам оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» режиссера Валерия Угарова. В 1996-м году фильм оценили на общероссийском анимационном фестивале в Тарусе. В следующем году Таруса наградила художника Олейникова призом за лучший персонаж в мультфильме Валерия Угарова «Иона» - тонкой драме о ворчливом пророке, предпочитающем нести вести о страшном суде и наказании и любящем Боге с легким чувством юмора, предпочитающем милосердие.
В 2000-м году на анимационном фестивале «Золотая рыбка» мультфильм о двух маленьких птичках «Подна и Подни» режиссера Юрия Кулакова, из цикла «Сказки народов мира», завоевал Гран-при. Потом художник четыре года работал над полнометражным мультфильмом «Щелкунчик» Татьяны Ильиной. Участвовал в создании фильма «Князь Владимир».
С 1986-го года параллельно с работой в анимации он сотрудничал с детскими периодическими изданиями «Миша», «Трамвай», «Куча-мала», «Улица Сезам», «Шаровая молния», «Спокойной ночи, малыши!», альманахами «Колобок» и «Два жирафа» и с книжными издательствами. А затем - с книжными издательствами. Как утверждает сам художник, работая на студии Союзмультфильм», он мечтал рисовать иллюстрации к книжкам - представился случай, и он его не упустил.
«Моя мама была художником по коврам. И сейчас пол-Кремля устелены ее дорожками…», - так когда-то художник объяснил смену профессии в интервью «Книжному обозрению».
Первая книга с иллюстрациями Игоря Олейникова вышла в издательстве «Просвещение» в 1990-м году и называлась она «А я был в компьютерном городе». Редкая по тем временам диковинка - компьютеры - были выдуманы-нарисованы Игорем Юльевичем буквально из головы. Затем последовали черно-белые иллюстрации книги «Сокровища венецианского купца» Татьяны Песоцкой и полноцветные - «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Эриха Распе, «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Приключения желтого чемоданчика» Софьи Прокофьевой, «Хоббит, или Туда и Обратно» Толкиена, «Разные рыбки» и «Разные кошечки» Бориса Заходера, «Приключения мышонка Десперо» К. ДиК амилло, «Оранжевый верблюд», «Сказочная история мореплавания» и «Сказочная история воздухоплавания» Андрея Усачева - с буквально воздушными рисунками художника.
Сегодня он признается: «В книге делаю кино, в кино – книгу. Так выходит само собой. Динамика внутри иллюстрации и внутри книги – то, к чему я стремлюсь. И, по возможности, несерьезный ироничный подход к теме. А вообще очень люблю рисовать».
С 2001 года Олейников начал сотрудничать с издательствами Канады, США, Бельгии, Швейцарии, Италии, Кореи, Тайваня и Японии. Он участвовал в книжных выставках в России, Литве, Эстонии, Германии, Тайване, а также в Братиславской бьеннале «BIB» в 2003-м, 2004-м и 2005-м годах. Был финалистом выставки «Болонья-2004». В 2006-м году Игорь Олейников получил диплом на Таллиннском триеннале иллюстрации стран Балтии.
Игорь Олейников работал над книгами «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона (Италия, «Fabri editori», 2007) «Артур и Гвен» (США, издательство «Dutton children’s books», 2008), «Питер Пэн» Дж.Барри...За 30 лет Олейников проиллюстрировал более 80-ти книг.
«Каждая книга рассчитана на определенный возраст, исходя из чего и надо рисовать, - говорит Игорь Олейников. - Для трехлетних нужно одно, для семилетних – другое, а для двенадцатилетних – третье. Хотя я сомневаюсь, что в двенадцать лет дети еще читают книги».
В 2006-м году тайваньское издательство выпустило книгу «Соловей» Ханса Кристиана Андерсена с рисунками Игоря Олейникова. Руководство дало художнику возможность воплотить в иллюстрировании книги любую его фантазию. И появились задумчивые иллюстрации с большим количеством воздуха, тумана, стилизованные под восточный колорит. В 2010-м году книга вышла в России под названием «Император и соловей».
Однако не всегда издатели предоставляли художнику полную свободу в книжках. Так, с американскими заказчиками, предложившими Олейникову проиллюстрировать книгу «Мышь Махалия идет в школу», художнику приходилось согласовывать с заказчиками каждую деталь. Но иллюстрации к книге о мышонке, мечтающем поступить в Гарвардский университет, получились интересными в композиционном плане. Маленький размер мышонка повлек за собой существенное смещение привычных ракурсов. В начале книги мышонок кажется крошечным, а мир вокруг огромным. По мере покорения Гарварда, художник немного смещает точку зрения и кажется, что Махалия становится полноправным студентом, мало отличающимся от остальных.
Олейников признается, что ему не удаются «красавицы» и образцово-показательные дети. А какая удивительная получилась его, иллюстрированная история, в книге «Баллада о маленьком буксире» Иосифа Бродского! Именно в этой яркой книжке проявилась, пожалуй, кинематографичность Олейникова.
А буквально вчера художник удостоился самой престижной в области детской литературы премии Ханса Кристина Андерсена - стал лучшим иллюстратором года!
Однако Игорь Олейников - не только детский художник. Он удивительно реалистично проиллюстрировал «Короля Артура», и «Аэлиту» Алексея Толстого. То совсем не сказочные мягкие персонажи, а целые черно-белые полотна, рассказывающие о битвах и сражениях, о нравах и культуре древней Британии, о рыцарской доблести, о колдовстве, о любви в «Короле Артуре» и фантастические образы жителей Красной планеты в «Аэлите». За работу в «Аэлите» Игоря Олейникова наградили Дипломом первой степени на Всероссийском конкурсе «Образ книги».
Рисует Олейников в основном гуашью и сухой кистью: «Гуашью редко кто работает, но я предпочитаю именно ее, так как гуашь не высыхает намертво - ее всегда можно смыть, обработать, изменить...». Но иногда - и акварелью - тогда это настоящие эксперименты. Художник вообще любит экспериментировать, поэтому и рисунки у него получаются эмоциональными. «Когда-то я рисовал буквально, мне казалось, что надо идти по тексту. Теперь, мне кажется, что иллюстратор должен подталкивать к размышлению, чтобы человек, который смотрит книгу (ребенок или взрослый), мог задуматься над текстом... Я ничего не придумываю, просто стараюсь смотреть в самую глубь текста».
Не так давно вышел первый взрослый графический роман Игоря Олейникова «Аннотация к книге «Лиса и заяц. Графический роман (с автографом художника)». Вот как художник пишет о книге: «Почему такие сильные и большие животные как Медведь и Бык и такое смелое животное как Собака испугались одной Лисы? И почему Лиса в свою очередь испугалась маленького Петуха? В этой книге я постарался объяснить эти «почему».
Современное взрослое переосмысление русской народной сказки про Лису, которая выгнала Зайца из его же избушки. Заяц просил помощи у Медведя, Быка и Собаки, но все они испугались Лисы. И тогда он обратился к Петуху. Вместе они зарубили Лису и стали «жить-поживать да добра наживать». Почему эта сказка именно такая и какие в ней скрыты смыслы? Это авторское прочтение детской сказки. Привычная с детства история вдруг предстает перед зрителем во всей полноте смыслов. «Привлекает меня в книжной графике то, что тут ты сам себе хозяин, - подчеркивает художник, - хотя, конечно, есть верстальщики, дизайнеры, качество печати в конце концов».
Все, кто покупал эту графическую книгу, с радостным удивлением обнаруживали - кто - дорисованного карандашом официанта на иллюстрации, где лисы обедают за столом, кто - пририсованного в самолете карандашом же летчика. Нам кажется, вызывать улыбку - это главное свойство рисунков Игоря Олейникова, потому как они очень теплые и сказочные и всегда волшебные.