меню

Виталий Бианки - главный природовед страны. «Расколдователь» живности

Layer 1 Все новости

11 февраля 2024


Рассказы и сказки Виталия Валентиновича Бианки - родом из нашего детства, когда вся увлекательная жизнь зверей, птиц, лесов и рек - это еще чудо, необъяснимое и живое! Бианки называют главным писателем-природоведом нашей страны. Он написал 120 книг о природе для детей и для взрослых, конечно. В предисловии к одному из изданий он обратился именно к взрослым. «Я стремился писать таким образом, чтобы сказки были интересны и взрослым. Но сейчас осознал, что творил для взрослых, которые сохранили в душе ребенка».

Его отец был профессиональным зоологом. Семья Бианки жила в Санкт-Петербурге в квартирном флигеле Российской Академии наук. В большой академической квартире на Университетской набережной стояли вольеры и клетки с птицами, аквариумы с рыбами, террариумы с черепахами, ящерицами, змеями. Младший из трех сыновей Валентина Бианки - будущий писатель Виталий Бианки, вспоминая детские посещения музея, рассказывал, как не верил тому, что застывшие вокруг звери и птицы – чучела. «Они нарочно так заколдовались, потому что люди кругом», – говорил он и мечтал узнать заветное слово, которое всю эту живность расколдует. Он будто и стал таким «расколдователем» живности - в своих произведениях.

По окончании гимназии Виталий Бианки поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета, но началась война. В 1916 году был призван в армию и после окончания ускоренного курса Владимирского военного училища в чине прапорщика направлен в артиллерийскую бригаду. Перемещения армий бросали от Поволжья до Алтая. Он успел пережить недолгое увлечение эсерством и мобилизацию в Колчаковскую армию. Но дезертировал оттуда и был вынужден жить под чужой фамилией. Это было на Алтае, в Бийске. По документам он значился Виталием Беляниным, студентом Петроградского университета и орнитологом-коллектором Зоологического музея Российской Академии наук. Настоящую свою фамилию скрывал вплоть до изгнания колчаковцев. Двойная фамилия Бианки-Белянин осталась в его паспорте до конца жизни.


Он четыре года прожил на Алтае. Очень его полюбил и прочувствовал. Он преподавал биологию в школе Бийска. Вместе со своими учениками открывал тайны природы, устраивал для школьников экскурсии за город. Участвовал в создании краеведческого музея (теперь это музей его имени), собирал материал, для которого также совершал летом длительные экспедиции. Даже организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро.

Читал лекции по орнитологии на учительских курсах, работал инструктором-музееведом в уездном земстве, изредка публиковал в местной газете «Алтай» небольшие заметки о жизни птиц, подписываясь «В. Б.» или «В. Б-н».

На Алтае Бианки начал писать ставшую затем знаменитой «Лесную газету» - в виде заметок. Он мечтал, вернувшись в Петроград, окончить университет и стать биологом. Но вместо этого оказался в литературной студии и почувствовал, что искусство ему ближе, чем наука: «Вчера прилетели грачи. Весной прямо безумие какое-то меня охватывает. Не могу я слышать, когда свистят, крякают, гогочут, трубят над головой перелетные птицы. Сам не свой становлюсь. Вот если бы научиться хоть сотую долю этого чувства передавать в своих книжках!»

В 1921 году Бианки дважды арестовывался ЧК Бийска. Отсидел три недели в тюрьме в качестве заложника. В сентябре 1922 года В. Бианки был предупрежден о новом возможном аресте, и, оформив командировку, отправился со своей семьей в Петроград.

В 1923 году Бианки опубликовал свой первый рассказ «Путешествие красноголового воробья» и выпустил книгу «Чей нос лучше».


В конце 1930-х, перед войной, Бианки организовал у себя дома в Ленинграде «литературную школу». Ее учениками были Алексей Ливеровский, Николай Сладков, Зоя Пирогова, Кронид Гарновский, Святослав Сахарнов, Борис Житков, ставшие позднее известными писателями. Писатель-анималист создал целое направление в литературе, которое сегодня продолжает развиваться.

Циклы рассказов Бианки помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, до конца не изученной человеком, полной чудес и загадок. Он раскрывает эти чудеса детально, приоткрывает тайны постепенно - можно наблюдать, как распахиваются глаза особенно впечатлительных эмоциальных детей, когда им читают об этих чудесах! Каждое его произведение наполнено магией. Но за ярким описанием – знания биолога и натуралиста. Мягко и бережно Бианки подталкивает читателя к исследованию окружающего мира.

Есть у Бианки произведения, которые он назвал необычно: сказки-несказки. В них нет фей, волшебников, скатерти-самобранки, волшебного клубка, но чудес в них хоть отбавляй! Вместо колобка в сказках Бианки катится по тропинке ежик – колючий бочок. С обычным задирой-воробьем писатель знакомит так, что читатели удивляются: так значит, простая птичка воробей - и непростая вовсе...

Он умел видеть мир природы глазами детей. В детстве родители возили его в деревню Лебяжье, где рядом был лес. Сделав свои первые шаги в этой стране, он стал ее преданным поклонником на всю жизнь. Отец научил его делать заметки – сохранять таким образом наблюдения. Через годы из них получились лесные истории - и в каждой мысли о важности знаний о природе для маленького человека.

ЦИТАТЫ ИЗ РАССКАЗОВ ВИТАЛИЯ БИАНКИ

- Загадки разгадываем, а тайны остаются («Лесная газета»).
- Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало («Сова»).
- Вдруг из-под снега - зверь! Выпрыгнул и сел. Сам весь белый, уши с черными точками держит торчком. Сидит столбиком, глаза на Зиньку выпучил. У Зиньки от страха и крылышки отнялись.
 - Ты кто? - пискнула.
 - Я беляк. Заяц я. А ты кто?
 - Ах, заяц! - обрадовалась Зинька. - Тогда я тебя не боюсь. Я синичка. Она хоть раньше зайцев в глаза не видала, но слышала, что они птиц не едят и сами всех боятся («Синичкин календарь»).
- Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой («Купание медвежат»).
- Тут вдруг сынишка говорит: – Смотри, папа, у него левый бочок лупленый. Смотрю: на левом боку у зайчонка плешинка. Шерсть содрана, голая кожа – с пятак кружок. – Эге! – говорю. – Да ведь это мне знакомый зайчишка! Он у дяди Сережи сбежал. Полезай-ка, дружок, в карман. Осторожно его под пузечко перехватил и сунул в свою охотничью куртку, в спинной карман. Такой у меня карман есть в куртке: во всю спину, а по бокам – пуговицы. Очень удобно в нем стреляную дичь носить и всякую всячину, что, бывает, на охоте попадается. Зайчонку там темно, тепло, – он и притих («Лупленый бочок»).


поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: