В Казани продемонстрировали видеоролик об истории создания беспилотного транспортного средства КАМАЗ-1221 «Ш.А.Т.Л.». Название автобуса представляет собой аббревиатуру: Широко Адаптивная Транспортная Логистика. Инновационная конструкция, футуристический дизайн и области применения машины в который раз доказывают, что в России технологии развиваются стремительно.
Разработанное «КАМАЗом» совместно с «НАМИ» беспилотное транспортное средство особо малого класса ШАТЛ категории М2 предназначено для передвижения по дорогам с твердым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации, органов технического зрения.
Беспилотный электробус был продемонстрирован в статическом и динамическом режимах. ШАТЛ останавливается для посадки и высадки пассажиров в точках, определённых службой движения и выбираемых пользователями из предложенного перечня на маршруте. Интерфейс позволяет пассажиру управлять системой открывания дверей, системой выбора остановочного пункта для высадки, остановкой по требованию, аварийной остановкой, ручным открыванием дверей, вызовом помощи, и кроме того, - использовать USB-порт для зарядки электронных устройств.
На электробусах установлена платформа для передачи сигнала 5G-модемов. Одновременно на сервер «КАМАЗа» в онлайн-режиме поступает телеметрическая информация о параметрах движения и режимах работы узлов и агрегатов электробуса. Эта информация собирается с сотен датчиков, установленных в беспилотнике. И только сеть пятого поколения может обеспечить моментальный отклик удаленного объекта.
Для компаний, ведущих разработки в области беспилотных транспортных средств, важна инфраструктура, позволяющая тестировать автомобиль. И первый открытый полигон для тестирования беспилотных автомобилей уже действует в технопарке Калибр в Останкинском районе Москвы. Трасса длиной 400 м воспроизводит городскую среду: на ней есть автобусные остановки, пешеходные переходы, дорожные знаки, разметка, соответствующая ГОСТу, и круговое движение. Еще в прошлом году отечественные производители городского электротранспорта и беспилотников получат субсидии в размере 900 млн. рублей.
В 2017 году в Ростовской области провели впервые полевые испытания комбайна в беспилотном режиме. Экспериментальный образец комбайна RSM 181 TORUM был оснащен системой автоматического вождения Cognitive Agro Pilot. Во время проведения работ по уборке урожая водитель экспериментального образца комбайна находился в кабине и выполнял функцию контролера. Под управлением Cognitive Agro Pilot комбайн способен в автоматическом режиме подруливать, совершать повороты, пока не дойдет до конца прогона до места обрыва границы поля либо до перпендикулярной кромки. При этом комбайнеру подается сигнал взять управление на себя - в противном случае комбайн останавливается.
Президент некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС», соруководитель рабочей группы Национальной технологической инициативы «Автонет» Александр Гурко отметил, что в первую очередь беспилотные автомобили будут появляться в нишевых сегментах и использоваться для осуществления пассажирских и грузоперевозок, управления коммунальной и сельхозтехникой, складскими погрузчиками: «Целесообразнее всего инвестировать именно в те сегменты, где в России существует большой рынок, и где российские разработки могут быть наиболее конкурентоспособными. В течение пяти лет на этих рынках появятся российские компании-лидеры, которые выйдут на мировой уровень».
Производство беспилотных высокотехнологичных транспортных средств открывает новые возможности для городского планирования и улучшения экологической обстановки.
«Беспилотные технологии – это, несомненно, технологии будущего. Но пока даже ведущие производители подвижного состава отмечают, что это ещё первые шаги. Когда мы убедимся на примере других стран, в том числе Сингапура, что система беспилотного управления автобусами не является сырой, а достаточно безопасна, мы обязательно обсудим с российскими автобусными производителями возможный запуск подобных проектов в Москве. Полностью автоматизированный автобус, по нашим оценкам, появится не раньше, чем через 5–10 лет. С учётом нашей интеграции в мировую систему городского транспорта все такие новинки в Москве тоже будут реализованы», – подчеркнул заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
Конечно, сегодня есть опасения, что хакеры могут получить контроль над автомобилем, что способно в свою очередь привести к аварийным ситуациям. В случае подключенных к сети автомобилей, а также в случае автономных автомобилей, риски безопасности весьма разнообразны. Речь может идти и о хищении пользовательских данных, и об отключении автомобилей, и о захвате отдельных автомобилей или атаках на целый автопарк. Более того злоумышленники могут перехватывать управление автомобилем и выполнять «неожиданные» действия. Так что автопроизводителям необходимо будет укрепить доверие человека к новой экосистеме мобильности.