меню

Дежурный по Арктике

Layer 1 Все новости

Россия – поистине уникальная страна. Ее богатства теперь прирастают не только Сибирью, но и обширными природными ресурсами Крайнего Севера, среди которых и континентальный шельф Арктики, изобилующий огромными запасами углеводородов и других полезных ископаемых. 

При этом постепенное уменьшение арктического ледяного покрова океана все больше повышает значимость Северного морского пути. Отечественные эксперты убеждены, что со временем, при условии достаточных вложений в портовую инфраструктуру Крайнего Севера, наша страна сможет получить собственную альтернативу Суэцкому каналу – скорость перемещения грузов по нему будет несомненным конкурентным преимуществом РФ.

Однако реализация амбициозного проекта требует серьезных материально-технической базы, инвестиций и времени. Несмотря на ускоряющееся таяние льдов, Северный морской путь представляет собой транспортную артерию с крайне сложной навигацией, которую можно использовать только с помощью ледоколов. Условно его можно разделить на два отрезка. Первый – это морской путь от Мурманска до Енисея – Северный морской путь (СМП). Ледокольный флот, доставшийся стране в наследство еще от СССР, в принципе способен обеспечить по нему круглогодичную навигацию, но для этого должен подвергнуться срочной и тотальной модернизации. 


Таким образом, сейчас СМП восточнее Енисея может использоваться лишь 5-6 месяцев в году, и этого явно недостаточно для того, чтобы стать полноценным конкурентом Суэцу. Именно поэтому гарантия круглогодичной навигации по всей протяженности Северного морского пути – сейчас первостепенная задача. В целях ее скорейшего выполнения на верфях в Санкт-Петербурге в настоящее время ведется строительство суперсовременных атомных ледоколов серии 22220. Корабли будут спущены со стапелей через несколько лет и послужат заменой устаревшим, но и они не смогут решить проблему восточного отрезка СМП в зимний период. Максимальная толщина льда, которую ледоколы серии 22220 способны продавить, составляет 2,6 метра, а зимой ледяной покров восточнее Енисея бывает значительно толще. России требуются более мощные ледоколы.

С этой целью правительство совместно с крупнейшими нефтегазовыми компаниями прорабатывают проект строительства самого мощного атомного ледокола в мире под названием «Лидер». По предварительным оценкам, сверхмощный ледокол обойдется стране в 99 миллиардов рублей, в планах создание трех таких специальных кораблей. В отличие от всех существующих ледоколов, «Лидер» должен проламывать лед толщиной в 4,3 метра, оставляя за собой канал шириной в 50 метров, по которому вслед за ними смогут пройти любые грузовые суда. На «Лидере» будут установлены два ядерных реактора мощность 315 Мегаватт каждый, предполагаемый срок его службы составит минимум 40 лет. Автономность плавания во льдах будет ограничена только запасами продовольствия для членов экипажа, она рассчитывается ориентировочно на 8 месяцев, что будет достаточно для обеспечения навигации в самый сложный зимний период.

В появлении «Лидера» крайне заинтересованы российские нефтегазовые компании. Например, «НОВАТЭК» планирует довести объемы поставок сжиженного природного газа по Северному морскому пути в страны Азии до 20 миллионов тонн в год. Имеются амбициозные планы и у «Роснефти», которая инвестировала огромные средства в строительство в Приморье верфи «Звезда», где и планируют строить суперледоколы. О крайнем интересе нефтяников к появлению «Лидера» свидетельствует тот факт, что «Росфнеть» готова в следующем году вложить 3,5 миллиарда рублей авансом в разработку его конструкторской документации. Ледокол должен быть заложен в 2020 году, а сойти со стапелей – в 2027. С 2023 года предполагается начало строительства второй серии «Лидеров». Ледокол получится дорогим, но он сразу же найдет свое применение в масштабных коммерческих проектах. Его появление даст серьезнейший импульс развитию судостроения в нашей стране, а также повысит экономическую привлекательность Дальнего Востока и закрепит статус России как главной арктической державы.


поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: