В скором времени в России снова начнут строить самые большие грузовые самолеты Ан-124 «Руслан».
В нашей стране в 1970-е годы АН-124 создавался как ответ Советского Союза на построенный США Lockheed C-5 Galaxy. Эксплуатировавшийся в СССР парк тяжелых широкофюзеляжных самолетов не отвечал новым тактико-техническим требованиям - нужно было не реконструировать старые самолеты, а проектировать и строить новые, способные увеличить тоннаж и габариты перевозимых грузов в разы! Перед советскими авиаконструкторами стояла сложная задача - спроектировать самолет, способный перевозить груз весом до 150 тыс. тонн. В 1970-1971 годах были представлены чертежи первых двух моделей. В 1973 году - сформирована специальная группа, работавшая над повышением аэродинамических характеристик самолета. Были изучены и применены многочисленные новые технологии, которые до этого не разрабатывались нигде в мире.
Максимальный вес самолета Ан-124 составляет 405 тыс. кг, а при взлете с пустыми грузовыми отсеками - 173 тыс. кг. Его крейсерская скорость достигает 750-800 км/ч. А максимальная - 865 км/ч. Дальность полета самолета - 4,5 тыс. км.
Первым использованием грузового потенциала самолета в гражданских целях стала доставка в декабре 1985 года на опытном экземпляре «Руслана» 152-тонного карьерного самосвала «Юклид» из Владивостока в Полярный. Машину перевезли в два рейса. В 1989 году из Лондона в Москву доставили 140 тонн аппаратуры для первого в России концерта легендарной группы Pink Floyd.
В 1993 году Майкл Джексон перевез в Москву 310 тонн своих грузов. Для этого певцу понадобилось три «Руслана»! А годом ранее «Руслан» перевез из Объединенных Арабских Эмиратов в Швейцарию 52 тонны золота на сумму в 230 млн. фунтов стерлингов.
В 1997 году был установлен рекорд по массе перевезенного за один рейс коммерческого груза. Из Парижа в Доху «Русланом» был доставлен химический реактор весом в 125 тонн, а общий вес груза со спецоснасткой составил 140 тонн. Всего самолет установил сотни авиационных рекордов на различных шоу и в повседневной жизни.
В 2001 году Ан-124 был использован для транспортировки 109-тонного локомотива из Канады в Ирландию. Весной 2011 года Ан-124 доставил в Японию гигантские насосы Putzmeister. Каждый насос был установлен на 26-колесной автоплатформе и весил более 86 тонн.Насосы использовались для ликвидации аварии на японской АЭС Фукусима-1.
В 2015 году на авиабазу в Хмеймиме в Сирии «Руслан» доставил зенитную ракетную систему С-400.
В чреве гигантского самолета совершали рейсы гидротурбины, гигантские египетские древности и боевые истребители, концертное оборудование, карьерные самосвалы, локомотивы и зенитные ракетные системы.
Самолеты-испольные собирали на заводах «Авиастар» и «Антонов». Всего было выпущено 55 самолетов Ан-124. В 2004 году из-за недостатка финансирования производство «Русланов» прекратилось.
Попытки возобновления производства предпринимались неоднократно, но безуспешно. Теперь пришла пора России вновь показать свою мощь в производстве самого большого самолета. В настоящее время работы по оценке состояния технологического оснащения для Ан-124 на ульяновском заводе «Авиастар-СП» составят 9,5 млн руб. От подрядчика требуется проанализировать состояние стапельно-сборочного оснащения - ССО и выяснить, можно ли использовать оборудование завода для изготовления Ан-124 и модернизированной версии Ан-124-1-М. Выполнение таких работ пройдет с июля по сентябрь текущего года.