Несколько лет назад российский холдинг «Вертолеты России» модернизировал вертолет Ми-26Т2. А сегодня уже завершается производство первого опытного образца вертолета Ми-26Т2В. Первый полет он совершит до середины текущего года. После завершения требуемых проверок новый транспортный вертолет поступит в серийное производство. Старт строительства первой серийной машины Ми-26Т2В запланирован на 2019 год.
Вертолет Ми-26Т2В разрабатывается по заказу Министерства обороны России. Новая модификация не будет экспортной. Он придет на смену использующимся Минобороны машинам.
Самый первый вариант тяжелого транспортного вертолета Ми-26 появился несколько десятилетий назад, но развитие исходной конструкции продолжается. Путем замены тех или иных агрегатов машина улучшает свои характеристики и получает новые возможности. Так, очередной проект обновления Ми-26Т2В позволит вертолетам летать в сложных условиях, и с меньшими рисками для себя, пассажиров и груза.
Над новой модификаций вертолета Ми-26Т2В работает сегодня ряд авиационных предприятий. В основе концепции нового проекта, прежде всего, - опыт эксплуатации авиационной техники в ходе вооруженных конфликтов последнего времени. Принимались во внимание особенности продолжающейся операции российских воздушно-космических сил в Сирии. Был проведен анализ работы военно-транспортной авиации, показавший необходимость определенных доработок имеющихся вертолетов. Локальные конфликты последних десятилетий наглядно показывали уязвимость вертолетов к средствам противовоздушной обороны противника. Кроме того, они продемонстрировали необходимость создания и применения так называемых бортовых комплексов обороны – средств своевременного обнаружения атаки и противодействия применяемому зенитному вооружению. Авторы проекта Ми-26Т2В учли подобные факторы и предусмотрели средства защиты от возможного обстрела с земли.
Проект модернизации Ми-26Т2В предусматривает обновление ряда бортовых систем и устройств. Прежде всего, доработке подвергся бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования. По результатам удаления некоторых устаревших агрегатов и монтажа новых вертолет получил особые возможности. Ожидается, что летчики смогут осуществлять пилотирование в сложных безориентирных местностях в любое время суток. Кроме того, планировалось обеспечить возможность работы при применении противником средств радиоэлектронной борьбы. На борту вертолета перспективной модификации будет присутствовать требуемый комплекс обороны. С его помощью вертолет сможет не бояться управляемых ракет с радиолокационными или инфракрасными головками самонаведения.
Одним из главных отличий вертолета Ми-26Т2В от техники предыдущих модификаций является доработанный интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования НПК-90-2. Новая версия уже существующей и используемой системы обеспечит пилотирование в светлое и темное время суток. Полет по установленному маршруту, выход в заданную точку и заход на посадку смогут осуществляться в автоматическом режиме.
На случай полетов над местностью, не имеющей пригодных ориентиров, вертолет предлагается оснастить рядом новых навигационных устройств. В сочетании с улучшенным автопилотом новая аппаратура навигации значительно упростит эксплуатацию техники в сложных условиях.
Предлагаемая модернизация затрагивает только бортовое оборудование и потому не связана со значительными переработками планера, силовой установки, винтами. Таким образом, модернизированный Ми-26Т2В по-прежнему будет иметь восьмилопастной несущий винт диаметром 32 м с ометаемой площадью более 800 кв.м. Длина машины по фюзеляжу останется на уровне 34 м. При максимальной взлетной массе до 56 т вертолет сможет поднимать в воздух 20 т груза, как внутри кабины, так и на внешней подвеске.
В настоящее время в воздушно-космических силах России служит чуть более четырех десятков вертолетов Ми-26 основных модификаций. Еще 10 таких машин принадлежит войскам национальной гвардии. Имеются сведения об эксплуатации такой техники пограничными войсками Федеральной службы безопасности. Кроме армии и силовых структур Ми-26 эксплуатируется рядом российских гражданских организаций. Такая техника имеется у министерства по чрезвычайным ситуациям и у нескольких коммерческих авиакомпаний.
С момента создания вертолеты семейства Ми-26 прошли ряд суровых испытаний. Они активно применялись в Афганской войне, во время ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в Гражданской войне в Анголе и в Карабахской войне, во время двух чеченских войн.
Например, тяжеловесный вертолет Ми-26Т2 сегодня не имеет себе равных по технико-экономическим показателям. Внутри фюзеляжа и на внешней подвеске он может нести целых 20 тонн груза - это абсолютный мировой рекорд по грузоподъемности среди серийных вертолетов. Конструкция, оборудование и системы Ми-26Т2 позволяют эксплуатировать его в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, над равнинной местностью и высоко в горах. При этом новый вертолет неприхотлив в обслуживании, так как не требует специальных аэродромных средств техобслуживания и способен к длительному автономному базированию. Вместо стандартных аналоговых приборов этот российский тяжеловес получил так называемую «стеклянную кабину» с пятью многофункциональными ЖК-дисплеями, современным цифровым комплексом связи, а также пультами управления и комплектом дублирующих электромеханических приборов. Ми-26Т2 может использоваться при тушении пожаров, транспортировке крупногабаритных грузов и техники в грузовой кабине или на внешней подвеске, перевозить десантников или раненых. Вертолет способен выполнять строительно-монтажные работы различной степени сложности. Кроме того, при помощи Ми-26Т2 можно осуществлять оперативную доставку и автономную заправку на земле различной авиационной и наземной техники.
Помимо версии для российских военных компания «Роствертол» также поставляет на экспорт гражданский вариант Ми-26Т2 и специально созданный для рынка КНР Ми-26ТС.
И уже в этом месяце начнутся испытания нового десантного вертолета Ми-38Т. Новая боевая машина имеет существенные отличия от базовой сертифицированной модели Ми-38. Все агрегаты и комплектующие в Ми-38Т - российского производства. Вертолет оснащен высокоэкономичными двигателями и интегрированным цифровым пилотажно-навигационным комплексом. Кроме того, предусмотрена установка средств связи для военных нужд и дополнительных топливных баков для увеличения дальности полета. «Требования военных к технике всегда более высокие. Их отзывы по результатам совместных испытаний помогут понять, в каком направлении проводить модернизацию вертолета», - подчеркнул генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский. Передача техники Министерству обороны России запланирована на четвертый квартал 2018 года.