меню

Гжель

Layer 1 Все символы

Гжель как народный промысел по праву является вершиной русского народного искусства. Откуда возникло название «гжель»? Гжель – это посёлок, который находится на реке Гжелка в 60 км от Москвы. Здесь много веков назад стали добывать светлую качественную глину, и поэтому местные жители освоили гончарное ремесло – делали детские игрушки, предметы быта и мастерили на заказ разноцветную посуду. По одной версии, посёлок Гжель получил название от глагола «жечь»: жечь – жгель – гжель… По другой версии, это иностранное слово: «гжель» — это «густо поросшее травой место». Как бы то ни было, посёлок разрастался, вскоре 30 промысловых деревень стали именовать «промысловым кустом». Потом они образовали Гжельскую волость. Зарождение промысла относят примерно к 1339 году. При царе Алексее Михайловиче оно продолжало развиваться. 

РИА Новости/Сергей Пятаков 

В XVIII  веке ремесленное дело процветало, открывались небольшие фабрики. В это время синий цвет стал визитной карточкой гжели. Кроме того, изделия гжельских мастеров отличались характерным мазком. Керамика тогда была фаянсовой и полуфаянсовой. Однако императрица Елизавета Петровна мечтала о настоящем русском фарфоре, послала учиться в Германию лучших студентов Славянско-греко-латинской академии Михаила Ломоносова и Дмитрия Виноградова. Там они изучали горное дело и оборудование для обжига глины. Через несколько лет Виноградов сделал отечественный фарфор высокого качества, этого учёного считают основоположником производства фарфора.  

Для глиняных промыслов в России важна не только глина (иногда работали и на привозной), но и лес, которым топили печи для обжига изделий: дров требовалось много, обжиг происходит при высоких температурах. Зато потом посуда становится гладкой, прочной и надёжно сохраняет краски, которые не стираются. Способ, которым работают гжельские мастера, называется подглазурным: это монохромная, то есть двуцветная (синий на белом) роспись. Хотя до обжига цвета другие: оксид кобальта, которым наносят узор на розовато-серую поверхность, чёрный, а после воздействия высоких температур он приобретает разные оттенки синего. Вот такая прикладная магия!

Расцвет гжельского искусства пришёлся на XIX век, когда появилось много заводов, а изделия показывали и продавали на лучших в стране ярмарках. Специалисты спорили о том, считать его промыслом или искусством? Для крестьянских целей годится и промысел, а вот чтобы продать изделие, нужно сделать его как можно более красивым, то есть превратить простое мастерство в искусство. Настоящий гжельский мастер способен нарисовать розу одним пальцем и почти одним движением. Круглые формы вообще символичны для народного искусства: круглая роза, круглая чашка, круглая тарелка…

Чашка из новой коллекции фарфора "Безупречная гжель" от Гжельского завода/Министерство культуры и туризма Московской области

Во время Великой Отечественной войны производство гжели было прекращено, и лишь в 60-х годах ХХ века художники А. Салтыков и Н. Бессарабова возродили старинные технологию и, по сути, дали второе дыхание гжельской росписи. Салтыков создал новую технику росписи и назвал ее «Азбука мазков». А в 70-80-х годах случился небывалый взрыв моды на гжель. Она оказалась востребована  среди советского бомонда, с восторгом приняли её и за границей. Словом, победное шествие гжельской росписи продолжается. Её уникальность заключается не только в особенном обжиге и орнаменте, но и в ручной технике, в самобытной манере мазка. Сегодня, в XXI веке, гжельские мастера работают над тем, чтобы возродить цветную подглазурную  роспись. Если мечты станут явью, то в истории гжели наступит новая эпоха. 

Керамические и фарфоровые изделия в музее Гжельского фарфорового завода "Объединение Гжель" /РИА Новости,  Евгений Биятов

Главным элементом гжели сейчас является пышная роза. Несмотря на лаконичность, это сложный узор. Чтобы её нарисовать, мастеру нужно учиться несколько лет. Издавна такие розы окрестили «агашками» — потому что в XIX веке девушки-мастерицы часто носили имя Агафья.

Музей Гжели существует в историческом месте – в деревне Турыгино, что в Подмосковье. Здесь проводятся мастер-классы по созданию собственных изделий из глины и ручной росписи в гжельской технике. 

Современная техника гжели очень востребовано в Азии и на Ближнем Востоке, немало у неё и европейских поклонников. Изделия из гжели популярны среди мастеров и коллекционеров всего мира, их с гордостью демонстрируют на крупных выставках и в частных коллекциях. Особенно их ценят любители народного творчества. Таким образом, гжельская роспись – один из символов России как в прошлом, так и в настоящем. 


поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: