Еще в ноябре 2010 года российским Правительством был утвержден перечень государственных программ. В последующие годы в них вносились и продолжают вноситься изменения. Так, 17 сентября этого года стало известно, что Минсельхоз России планирует до конца года внести в правительство проект обновленной программы развития сельского хозяйства, она будет продлена до 2025 года. Также на днях вице-премьер Юрий Борисов рассказал, что в 2023 году Россия новую госпрограмму вооружений.
Какие государственные программы приняты и чего ждать от них соотечественникам, Фёкла тщательно проверила.
На данный момент в России приняты десятки госпрограмм - «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Развитие физической культуры и спорта», « Развитие науки и технологий», «Экономическое развитие и инновационная экономика» и другие - всего 43 госпрограммы. Мы расскажем о наиболее важных, на наш взгляд, положениях в нескольких из них.
Правительство России приняло госпрограмму по развитию здравоохранения до 2025 года. По ней, за следующие 8 лет будет выделено почти 35 трлн. руб. Среди заявленных целей госпрограммы – увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76 лет (к 2025 году), повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи до 54% (к 2025 году), снижение смертности от рака до 185 на 100 тысяч населения (к 2025 году). Госпрограмма включает в себя несколько подпрограмм: «Совершенствование оказания медпомощи», «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины» и другие. Каждая подпрограмма, в свою очередь, включает в себя приоритетные проекты и предусматривает проведение различных мероприятий. Например, внутри подпрограммы «Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении» предусмотрен приоритетный проект «Новые кадры современного здравоохранения», призванный с помощью новой процедуры допуска специалистов к профессиональной деятельности – аккредитации – и внедрения системы непрерывного дополнительного профессионального образования врачей с использованием интерактивных образовательных модулей обеспечить отрасль квалифицированными специалистами.
Министерство образования и науки разработало проект государственной программы «Научно-техническое развитие (НТР) РФ» на период с 2018-го по 2025 год. Ежегодное финансирование программы стартует с 482,27 млрд. руб., а к 2025 году достигнет 704 млрд. руб. В Правительстве рассчитывают, что предложенные в документе меры, в частности ликвидация излишних административных барьеров и налоговые льготы для разработчиков, приведут к росту инвестиций в отечественные исследования и разработки, которые сейчас на 99% финансируются государством. Документ разрабатывался на основе стратегии НТР, утвержденной указом президента в декабре 2016 года.
До настоящего времени значительная доля исследований и разработок финансировалась за счет средств госпрограммы «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы с общим объемом финансирования 1484,28 млрд. руб. Министерство предлагает уменьшить регулирование науки, снизить нагрузку на ученых при проведении конкурсных процедур и ввести налоговые льготы для разработчиков технологий и инвесторов. «Наука поставлена в такие же условия проведения конкурсов, как дорожно-строительные работы: долгие и заформализованные процедуры, подтверждения заявки и начала финансирования по ней приходится ждать месяцами. Это одна из ключевых российских проблем: наши идеи опережают мир, а исполнение опаздывает, в итоге мы все время кого-то догоняем», – рассказал первый заместитель министра науки и высшего образования России Григорий Трубников. По его мнению, это также должно привести к упрощению процедуры продажи технологии. «Мы говорим о создании трехстороннего партнерства: научные организации, которые дают идеи и разрабатывают технологии, бизнес, которому они нужны и он готов в них вкладываться, и ведомства, которые регулируют законодательную часть», – отметил он.
Общий объем финансирования программы составит 4609,26 млрд. руб. Ежегодно объем затрат будет расти: с 482,27 млрд. руб. в 2018 году до 704,21 млрд. руб. в 2025-м.
На уровне федерального кабмина с лета 2017 года ведется работа по созданию экосистемы для «Цифровой экономики». Под эти цели утверждена одноименная госпрограмма. К 2024 году, согласно документу, в России должно функционировать не менее 10 цифровых платформ для основных областей экономики: здравоохранения, образования и систем «умного города». Также будут успешно работать не менее 10 компаний - операторов цифровых экосистем, конкурентоспособных на глобальных рынках. В списке целей на ближайшие шесть лет - реализация 30 проектов в области цифровой экономики.
Планы также сформированы на уровне Министерства промышленности России: к 2035 году в стране планируется создать около 25 испытательных полигонов и 15 экспериментальных цифровых центров сертификации, 40 так называемых «фабрик будущего» - технологических платформ и решений, объединяющих в себе разные digital-элементы, начиная с цифрового проектирования и виртуальных испытаний и, заканчивая созданием единой «сети» в цепочке распределенных производственных активов. «Системный переход на цифровую модель развития способен обеспечить к 2024 году рост производительности труда в обрабатывающих отраслях более чем на 30% и увеличение вклада в ВВП секторов, базирующихся на передовых производственных технологиях, до 15%», - заявил глава Минпромторга России Денис Мантуров.
Как отмечают аналитики Центра стратегических разработок, на протяжении последних лет процесс цифровизации в российской экономике шел эволюционным путем. В первую очередь, это касалось торговли, здравоохранения, госуслуг, в промышленном секторе digital-проекты преимущественно внедрялись фрагментами. Но даже частичная цифровизация дала свои результаты - вырос межотраслевой эффект от распространения интернет-технологий, увеличился вклад цифровой экономики в ВВП России. К началу 2017 года отечественный рынок коммерческих центров хранения и обработки данных вырос на 11% по сравнению с 2016 годом - до 14,5 млрд. руб., рынок «облачных» услуг ежегодно растет на 40%.
«Умные поликлиники», телемедицина, системы управления ЖКХ и транспортом, безопасность, экологический мониторинг - эти решения сегодня необходимы обществу.
Амбициозный цифровой проект заявлен в Екатеринбурге в рамках отборочного тура на право проведения Всемирной выставки «Экспо-2025» (итоговое голосование пройдет в ноябре 2018 года). На территории более 500 га планируется построить первый в России «умный город» - Экспо-парк. «В концепции представлены панорама будущего города, ориентировочные модели ряда павильонов, в которых после окончания выставки будут расположены научные, образовательные и культурные объекты. По оценкам Минпромторга России, совокупные затраты на строительство Экспо-парка составят € 1,45 млрд. (стоимость рассчитана по курсу по состоянию на июль 2017 года). «Операционные расходы (€721,7 млн) будут покрыты за счет выручки от продажи билетов (на всемирную выставку) и ведения коммерческой деятельности, доля которой составит 42% от операционных доходов», – отмечают в министерстве.
В России разработана первая комплексная программа по развитию отрасли беспилотных летательных аппаратов. В ней впервые скоординированы потребности силовых ведомств в беспилотной технике, госпрограмма вооружения и промышленные меры, которые необходимы для реализации планов федеральных структур. В соответствии с программой, к 2025 году госструктуры получат несколько сотен современных отечественных машин различного класса и назначения. Большая часть из них – беспилотники ближнего действия и малой дальности, наиболее востребованные в тактическом звене вооруженных сил. Упор в программе сделан на создании отечественных технологий, материалов и комплектующих. В рамках программы предусмотрена разработка современных высокоэкономичных авиационных поршневых и газотурбинных двигателей, электродвигателей, обеспечивающих высокую эффективность и малую акустическую и тепловую заметность БЛА, современных бортовых систем электроснабжения, высокоточных помехозащищенных навигационных систем с высокой степенью автономности.
Интерес россиян вызывают программы по созданию беспилотных автомобилей. Для развития беспилотного транспорта в России реализуется проект «Караван». К ноябрю 2018 года планируется разработать законопроект об установлении льготного режима налогообложения для реализации гибридных и электрических автомобилей. А всего к 2035 году планируется подготовить более 70 нормативных актов.
К декабрю текущего года ожидается создание законодательной возможности внедрения систем контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути и использования автоматических наружных дефибрилляторов неограниченным кругом лиц - для последующего внедрения общедоступных дефибрилляторов, в том числе способных выдавать рекомендации по их применению.
В 2020 году правительство намерено сформулировать такие понятия как «безэкипажное судно» и «внешний капитан», и подготовить по этой теме поправки к международным конвенциям. Тогда же планируется установить требования к безопасности автомобилей «с высокой степенью автоматизации управления» - в части систем опережающего экстренного торможения с функциями распознания неподвижного и подвижного транспортного средства, пешехода, велосипедиста, записи параметров движения, распознания дорожных знаков с информированием водителя. В проекте стратегии развития автомобильной промышленности нашей страны на период до 2025 года - электромобили, беспилотные автомобили и так называемые «подключенные» машины. В рамках реализации программы «Цифровая экономика», написанной по поручению президента Владимира Путина, до конца 2021 года планируется обеспечить покрытие федеральных автомобильных дорог и объектов транспортной инфраструктуры страны сетями беспроводной связи с возможностью передачи данных, причем эти сети должны быть совместимы с зарубежными аналогами для связи «подключенных» машин и беспилотного транспорта.
Сегодня поезда с автопилотом работают на некоторых линиях метро в Великобритании, США, Японии, Германии, Испании, Бразилии, Японии, Малайзии и других странах. Существует несколько уровней автоматизации поездов, которые отличаются той ролью, которую выполняет персонал поезда в работе. Например, класс 4 позволяет поездам ездить вообще без машинистов, при этом сотрудники метрополитена могут находиться в поезде для обслуживания пассажиров. В составе иногда даже не предусмотрена кабина машиниста, поэтому пассажиры первого вагона могут наблюдать через лобовое стекло и тоннель, и рельсы. Такие поезда ходят, например, в Копенгагене, в Нюрнберге, Милане, Париже и Лондоне. Одним из лучших считается дубайский беспилотный метрополитен. Там нет машиниста, две линии метро, протянувшиеся по основной заселенной территории, полностью автоматизированы.
Класс 3 требует присутствия в кабине водителя только для открытия и закрытия дверей, а также на случай чрезвычайных происшествий. К нему относится линия 11 метро Барселоны, пекинский метрополитен, метро в Сингапуре.
Класс 2 требует, чтобы машинист находился в кабине, чтобы следить за препятствиями на пути. Такая система работает в метро Мадрида, 5–9 линиях сеульского метро. Внедрена она и в России: поезда на автопилоте ходят на одной линии Санкт-Петербургского метро и в Казани. Система автоведения, используемая на этих линиях, имеет собственное название «Движение».
По мнению специалистов консалтинговой компании AT Kearney, рынок беспилотного транспорта во всем мире в ближайшие 20 лет может быть оценен в 560 млрд. долларов. Эксперты уверены, беспилотники не только сэкономят потребителям миллиарды долларов на страховых и топливных издержках, но и стимулируют развитие других отраслей - программного обеспечения, телекоммуникаций, инфраструктурных проектов. Беспилотный транспорт позволит потребителям тратить меньше денежных средств на техническое обслуживание беспилотных машин. Беспилотники будут тратить меньше топлива в том числе и потому, что такие автомобили могут связываться друг с другом и выбирать наиболее оптимальную и безопасную скорость для движения по трассе. Прогнозируется, что на техобслуживании беспилотников, в которых будет меньше изнашиваемых механических частей, а также за счет более высокой производительности «умных» машин, потребители смогут сэкономить до 500 млрд. долларов. Оптимальный скоростной режим беспилотного автомобиля позволит существенно сократить дорожные заторы, что позволит уменьшить расходы на топливо и износ в объеме 140 млрд. долларов.
По прогнозам AT Kearney, к 2030 году только рынок специального оборудования (сенсоров, датчиков, систем коммуникации) достигнет 103 млрд. долларов. Развитие беспилотного транспорта также может стать стимулом развития мобильного интернет-рынка и других видов беспроводной передачи данных. Рынок специальных мобильных приложений, телематики и обмена данными между беспилотными автомобилями достигнет к 2030 году объема 86 млрд. долларов. Еще один рынок, выигрывающий от развития беспилотного транспорта, - инфраструктурный. Магистрали будут оснащать новым оборудованием для упрощения ориентации, навигации и безопасного движения таких машин.
Помимо автопроизводителей, которым развитие беспилотного рынка позволяет привлечь новые инвестиции и сменить модельный ряд, машины с автопилотом стимулируют сразу несколько других отраслей. Сейчас автономные машины работают в таких отраслях, как фермерство, управление запасами и строительство. Uber, Tesla и Mercedes-Benz экспериментируют с применением технологий автономного вождения в городских автобусах и полуприцепах. Автомобиль становится местом для отдыха, а обустройство салона - отдельным направлением для вложения средств.
Однако необходимо усиленное обсуждение и разработка законодательных положений и регулирующих норм для автопилотного транспорта, во избежание аварий. В целом, эксперты считают, что распространение беспилотных автомобилей значительно уменьшит число ДТП на дорогах, так как причиной многих аварий становится человеческий фактор. По оценке консалтинговой компании Ptolemus, общее число ДТП благодаря беспилотным автомобилям может снизиться на 30%.
Однако ученые из Мичиганского университета теоретически предсказывают возникновение других проблем. Эксперты выяснили, что более трети водителей намерены во время поездок в беспилотных автомобилях читать, смотреть телевизор или работать. Подобное времяпрепровождение, как говорится в докладе, обернется для владельцев таких авто постоянным или частым проявлением синдрома укачивания.
Еще в июле 2017 года президент Владимир Путин дал поручение правительству РФ до 1 декабря прошлого года подготовить предложения о создании российской сервисной информационно-телематической платформы, которая в дальнейшем станет основой для организации беспилотного автомобильного движения. Предполагается, что платформа будет аккумулировать информацию в транспортной сфере, включая оценку загруженности дорог, оптимизировать транспортные потоки, прогнозировать возникновение чрезвычайных и опасных ситуаций, следить за состоянием оборудования городской и транспортной инфраструктуры. Сбор данных о движении транспорта будет производиться из систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон», от МЧС, Минтранса, ГИБДД, операторов охранно-поисковых систем и техпомощи, а так же других частных и государственных информационных систем.
Система должна стать универсальной базой для реализации концепции «подключенного» автомобиля, а также взять на себя обеспечение платежных сервисов, таких как оплата парковки, сбор платы за проезд, транспортный налог, оплата мультимодального проезда. Вопросы информационного обмена и сопряжения будут проработаны с АО «ГЛОНАСС», Минтрансом, Минприроды, «Ростелекомом» и другими операторами государственных и негосударственных систем и сервис-провайдерами.
Первый открытый полигон для тестирования беспилотных автомобилей появился в технопарке «Калибр» на улице Годовикова в Останкинском районе Москвы. Трасса длиной 400 м воспроизводит городскую среду - на ней есть автобусные остановки, пешеходные переходы, дорожные знаки, разметка, соответствующая ГОСТу, и круговое движение.
В мае 2017 года компания «Яндекс» представила прототип беспилотного такси. На видео, выложенном компанией, авто с пустым водительским креслом забирает пассажира, заворачивает за угол здания и объезжает расставленные на дороге цистерны.
Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» в августе 2017 года объявил об изготовлении опытных образцов навигационно-связных элементов бортового и диспетчерского оборудования для системы управления беспилотной сельскохозяйственной техникой.
В июле 2017 года в Екатеринбурге «КамАЗ» и Научно-исследовательский центр НАМИ продемонстрировали совместный проект - беспилотный автобус «Шатл». Автобус способен самостоятельно развезти пассажиров, получив только данные о пункте назначения и желаемых остановках. Автотехника, рассчитанная на 12 человек, разгоняется максимум до 40 км в час. В разработке НАМИ и «КамАЗ» используется собственный литиево-ионный аккумулятор. Тяговый электромотор в машине всего один, он сможет развивать мощность в 20–40 кВт. «Шатл» сможет разгоняться примерно до 25 км/ч. Вместимость составляет 12 пассажиров. Вызвать «Шатл» можно будет при помощи специального приложения для смартфона - беспилотник будет следовать по удобному маршруту и при этом подбирать пассажиров, которые следуют в этом же направлении.
Специалисты предсказывают беспилотным автомобилям большое будущее. В целях экономии двигатели внутреннего сгорания постепенно заменят электрическими. Затраты на техническое обслуживание, энергетику, финансирование и страхование уменьшатся. В результате компании предложат варианты, которые будут до десяти раз дешевле в эксплуатации, чем существующие автомобили. При этом эффективная эксплуатация транспортных средств (каждый автомобиль будет использоваться по меньшей мере в десять раз больше, чем автомобили, принадлежащие индивидуальным владельцам) приведет к тому, что их число сократится. Аналитики сходятся во мнении, что к 2030 году 40% всех транспортных средств будет по-прежнему иметь индивидуальных владельцев, но доля их использования сократится до 5%. Поведенческие проблемы, то есть любовь к вождению, страх перед новыми технологиями или привычка, должны создать первоначальные барьеры для перехода на новые автомобили, однако компании готовы инвестировать миллиарды долларов в них. Эксперты уверены, беспилотный транспорт не только сэкономит потребителям миллиарды долларов на страховых и топливных издержках, но и помогут стимулировать развитие других отраслей экономики.