Министерство просвещения подготовило нацпроект, ориентированный на среднее образование, на 2019-2024 годы. Общая стоимость проекта 749,6 млрд руб. Большое внимание в нем уделяется началу цифровизации школьной программы и росту показателей школьников в рейтингах PISA.
Первоочередная цель нацпроекта - занять не менее чем 10-е место в международном исследовании PISA, в том числе по естественнонаучной и математической грамотности (Россия заняла 26-е место в целом в 2015 году, 23-е место - в математическом рейтинге и 32-е - в естественных науках). Кроме того, предполагается достижение к 2024 году 40% учеников в школах, демонстрирующих высокий уровень владения «цифровыми навыками» (не менее уровня 3 ICILS), 100% охвата обучения этим навыкам в школе, уровня 40% школ с безбарьерной средой для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями, 10 тыс. сельских и поселковых школ, обновивших материальную базу, 80% доступности дополнительного образования в школах РФ, 250 центров образования взрослых в регионах. Впрочем, есть и более приземленные цели. По 27,8 млрд руб. в год предлагается тратить на строительство новых школ, 20,6 млрд руб. в 2019–2021 годах — на ликвидацию трех смен обучения в школах: вместе это четверть расходов по нацпроекту.
Всего в нацпроекте девять федеральных проектов (ФП). Относительно самые дорогие из них —«Современная школа» (в основном за счет строительства) и университетский ФП - из паспорта нацпроекта можно понять то, что 70 университетов РФ будут «опорными» в качестве образовательных применительно к целям проекта - эта схема реализовывалась в КНР, а в 100 вузах будут созданы образовательные центры для средней школы. Относительно много средств предлагается выделить на федеральный проект «Молодые профессионалы» - в основном это система дообучения специалистов среднего профессионального образования в 15 тыс.рублей и масштабное внедрение в систему технологий организации WorldSkills: де-факто ее опыт будет интегрирован в новые стандарты профтехобразования. На этот проект за шесть лет уйдет 50 млрд рублей.
В рамках образовательного нацпроекта федеральный проект «Цифровая школа» относительно недорог - его сумма составляет 83 млрд рублей. И опять же относительно дорог федеральный проект «Успех каждого ребенка», представляющий собой несколько крупных программ «Билет в будущее», сеть детских технопарков «Кванториум», расширяемая нацпроектами до всех городов РФ с населением свыше 60 тыс. человек и даже мобильными «Кванториумами», расширение центров поддержки одаренных детей по образцу «Сириуса», уроки профориентации «Проектория» - они призваны воссоздать отбор «одаренных детей». В схеме важны в том числе меры по поддержке непрофессиональной творческой активности. ФП, поддерживающие волонтерское и прочие социальные движения для школьников, очень компактны (8,6 млрд руб.) и декларативны.
По сути, данный нацпроект не самостоятелен по отношению к будущим разработкам Министерства просвещения по переподготовке учителей, цифровизации школьной программы и коррекции ФГОС. Дополнительные 0,1–0,15% ВВП в среднем образовании вряд ли радикально изменят общую картину, но программа выглядит значимым и позитивным федеральным дополнением к существующим региональным расходам на школы.
И недавно в Москве прошла Международная образовательная конференция EdCrunch. Она проходит в пятый раз и в этом году ее участники обсуждали необходимость модернизации привычной нам системы образования с опорой на современные технологии: зазвучали такие понятия как «блокчейн», «искусственный интеллект», «онлайн-обучение». Разработчики системы «Современная цифровая образовательная среда» утверждают, что через несколько лет миллионы россиян будут полноценно учиться в интернете. А рутинную школьную отчетность обещают заменить на «единое цифровое пространство».
На панельной дискуссии этой образовательной конференции о цифровой образовательной среде в регионах обсуждалась в основном целесообразность внедрения новых технологий в школах. Так, министр образования Новгородской области Павел Татаренко посвятил свое выступление необходимости обучения самих учителей работе в цифровой среде: «Если мы хотим внедрять что-то новое в процесс обучения, мы должны в первую очередь поработать с подготовкой учителей. Мы должны строить индивидуальную цифровую траекторию не только ученика, но и учителя. Нужно наладить обратную связь и от учеников, и от учителей на уровне школы и муниципалитетов».
Директор департамента образования ХМАО-Югры Алексей Дренин отметил: «Многие школы работают с образовательными платформами, однако это часто не приносит результатов. Педагоги часто работают ради отчетности, а мы хотим, чтобы они действительно принимали новые инструменты и верили в них». Он справедливо подчеркнул, что учителей нужно избавить «от рутинных запросов, экселевских таблиц, вордовских документов и большого количества никому не нужных данных, которые обрабатываются с трудом и только загружают педагогов». По его словам, для Югры актуально развитие цифровизации, так как «муниципалитеты и школы расположены далеко друг от друга», и сейчас в одном из муниципалитетов субъекта пытаются организовать единое цифровое пространство, чтобы школьники, «вне зависимости от того, где они находятся, смогли проходить обучение на качественном уровне с преподавателем из большой школы».